Методы и приемы на занятиях по развитию речи в группе «Почемучки»
В последнее время я отмечаю равнодушие некоторых детей к занятиям, отсутствие мотивации учиться. Я считаю, что сейчас актуальным становится проблема внедрения в образовательный процесс более эффективных форм, моделей и технологий, методов и приемов для активизации обучения.
В основе технологии развивающего обучения лежит теория, которая берет свое начало в работе И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского. Научное обоснование она получила в трудах Л.С. Выготского, который выдвинул идею обучения, идущею впереди и ориентированную на развитие ребенка, как на основную цель согласно его гепотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средой обучения учащихся.
Из всех методов, мне ближе всего с детьми с детьми моего возраста использовать словестный метод. В своей работе я использую логоритмику и сказкотерапию. Логоритмика в развернутом варианте звучит как «логопедическая ритмика» т.е. устранение недостатков речи с помощью движений. Проще говоря, любые упражнения, сочетающие в себе речь и ритмические движения. Во время таких упражнений развивается правильное дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться, проявляя и развивая самим творческие способности.
Для развития речи детей я также использую сказкотерапию. Развитие течи детей сказкотерапией наиболее эффективный и доступный для детей способ совершенствования разговорных способностей.
На занятии по развитию речи мы придумывали сказку про Деда Мороза. В начале я применила метод мозгового штурма. Дала детям такую установку – откуда появился Дед Мороз? Ответы были от самых нелепых до серьезных, некоторые говорили: " ... из Снегурки ... с Великого Устюга ... его родила мама. Последнее мне понравилось, и я даю второй этап мозгового штурма вопросом: «А кто его мама?» И опять разные интересные ответы, но мне понравился ответ Даши Калюжной – Метель. И пошли мы дальше сочинять сказку.
«Летала, летала Метель, было ей очень скучно. Она не знала чем ей заняться. Увидела Метель в поле стоящие три дерева недалеко друг от друга. Решила метель с ними поиграть, летала и летала вокруг них и вдруг заметила, что стоит между деревьев сугроб похожий на человека.
Подлетела Метель и говорит:
-Человек, человек, ты откуда здесь взялся?
Никто не ответил. Метель во второй раз спросила и опять никто не ответил. Метель спросила в третий раз.
- Человек, человек, ты откуда здесь взялся?
И увидела Метель, руки и ноги зашевелились, завертелась голова. Это оказался маленький Мороз, а когда он вырос и постарел, то стал Дедушкой Морозом, добрым другом детей.
Так же сказкотерапию применяю на занятиях по обучению грамоте.
Вот пример.
Ходит буква Б грустная, надутая, а ее подруги согласные все веселые. Спрашивает буква Б: «Почему вы все веселые, а я нет?» Отвечают ей буквы, что они подружились с буквой с другой улицы и теперь они улыбаются. Пошла буква Б на другую улицу, увидела домик буквы У, но ей не стало весело. Ходила она ходила от домика к домику пока не набрела на домик буквы ? (И) Сказала буква Б – би, и ей стало весело. Ведь все знают, что буква И, буква улыбки.
Так же использую сказкотерапию на математике, особенно, когда идет ориентировка на листе бумаги.
Еще для развития речи использую чистоговорки, скороговорки,загадки- шутки. Что способствует развитию мышления и развития речи.
Поделиться с друзьями: